Тема урока: «Деепричастие»
Тип урока: изучение нового.
Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.
Метод: исследовательский, решение нетиповых ситуаций.
Цели урока:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Учебные:
Ход урока
I.
Выразительно прочитать текст (имеется у каждого обучающегося)
Тетерев сел
на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя
деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал
расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся
огненным цветком. Синяя в глубине чёрная грудь его стала переливать из синего
на зелёное. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев
солнце над болотными, жалкими ёлочками, он подпрыгнул на своём высоком мостике,
показав своё белое, чистейшее бельё подхвостья и крикнул: "Чуф! Ши!"
М.Пришвин
II. Новый
материал
Похожи:
обозначают действие, но у них нет привычных окончаний глаголов.
III.
Сообщаю, что это деепричастие, тема нашего урока.
В этом слове
мне знакома вторая часть, что же означает первая? Она входит в состав таких
слов, как деятель, дееспособный, действие. Пойду по проторенному пути, обращусь
к справочнику. А это значит: если ты захочешь узнать о происхождении
деепричастия, разбери его по составу - и сразу поймёшь, что оно не как-то
связано с причастием, а напрямую.
До 17 века деепричастий не было, а была краткая форма действительного причастия
настоящего времени. Теперь такой формы нет. Мы недавно выяснили, что краткая
форма образуется только от страдательных причастий (посеянное поле- поле
посеяно, выполненная работа-работа выполнена) Вот её место и заняли
деепричастия.
Деепричастие – это особая неизменяемая форма
глагола, обозначающая в предложении добавочное (второстепенное
по характеру) действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав?
Деепричастия обладают
признаками двух частей речи – глагола и наречия.
Наблюдение
над предложением
Устроившись,
стал расцветать.
Вывод:
1.Деепричастие
не изменяются.
2.Деепричастие
- особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном
действии, выраженном глаголом.
3. В
предложении деепричастие является обстоятельством.
Чтобы найти
общий язык с деепричастием, чтобы оно не сбивало тебя с толку в диктантах и
контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. В отличие
от причастий, сделать это труднее. Почему? Даже самый легкомысленный ученик
никогда не спутает причастие с глаголом. А вот деепричастие многие норовят
назвать глаголом, а это так опасно!
Причислив
деепричастие к глаголу, ты отнимаешь у него не одну, а то и целых три запятых
(если стоит в середине предложения). Хорошо ли это? Давай сразу выучим суффиксы
деепричастий. Это избавит тебя от проблем в дальнейшем.
VI. Сравнительная
таблица причастия и деепричастия
Совместное обсуждение таблицы.
№ вопроса |
причастие |
деепричастие |
1. От какой части речи образуются? |
От глагола | |
2.На какие вопросы отвечают? |
Какой? Каков? |
Что делая? Что сделав? |
3. Что обозначают? |
Признак предмета по действию |
Добавочное действие |
4. Признаки каких частей речи сочетают в себе? |
Глагола прилагательного |
Глагола наречия |
5. Как изменяются? |
По родам, числам, падежам |
Не изменяется |
6. Имеют суффиксы: |
-ущ-(-ющ-);-ащ-(-ящ-); -вш-,-ш-;-им-(-ем-, -ом-);-енн-(-ен-), -нн-(-н-), -т- |
-а- (-я-); -вши- -ши- -в-; -учи- (уст.) |
Чем отличаются по морфемному составу? |
Имеет окончание |
Не имеет окончание |
8. Какими членами предложения могут быть? |
Определение, сказуемое |
обстоятельство |
9. На какой вопрос отвечают как член предложения? |
Какой? Каков? |
Как? Когда? Почему? |
10. Какую часть речи распространяют в предложении |
Существительное, местоимение |
глагол |
11. Как обособляются? |
После определяемого существительного |
Всегда обособляется |
12. Роль как средства выразительности |
Художественное определение; украшает имя и “придает красоту образу” |
Украшает глагол, дополняет его другими действиями; “создает живописную картину действия” |
№ 1
Найди
деепричастия, обрати их в глаголы, от которых они образованы:
№ 2.
От данных
глаголов образуй деепричастия с помощью известных тебе суффиксов. От всех ли
глаголов образуются деепричастия?
№ 3.
Найди среди
перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастия
Сделанная работа, возвращаясь домой, любимый город, проблема не решена,
отправив письмо, вещь ценна, не нарушая тишины, улыбавшиеся девушки.
VII.
Продолжаем наблюдение.
Если не
знать о коварстве русского языка то тебе будут казаться правильными такие
фразы. Необходимо исправить их, чтобы они звучала по-человечески.
1. Подъезжая
к станции, у меня слетела шляпа.
2. Сидя у
окна, в комнату влетел воробей.
3.
Возвращаясь домой, пошёл дождь.
Стало быть,
каждый раз, конструируя деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве
деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет
одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо
(подлежащее)
Задание № 4.
Списать,
вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найти в предложении
деепричастные обороты.
1. Множество
обломков плавало вокруг по_вляясь и снова и_чезая.
2. Изм_нив
курс корабль подош_л к гибнущ_му великану.
3. На
мостик_ крепко вросши ногами в настил пола ст_ял капитан.
VIII. Дом.
Задание.
Упражнения по учебнику