«Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Жамбыл ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» КММ
 КГУ «Общеобразовательная школа села Жамбыл отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

Біз әлеуметтік желілердеміз

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Критериальное оценивание

31.01.2018

Критериальное оценивание

Обновление содержания учебной программы в школе дало учителю огромную возможность справедливого критериального оценивания знаний учащихся. В этом учебном году учителя старших классов столкнулись с этой задачей на практике. Целями и задачами стали виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо.

Широко используемая в педагогической практике методика оценивания по пятибалльной шкале проста и привычна. Но она имеет ряд существенных недостатков:

субъективность и зависимость от оценщика; слабая дифференцирующая способность.

В современной школе пятибалльная система оценивания не позволяет проследить объективность

отметок, учащийся не бывает в состоянии объяснить ни себе, ни тем более

родителям, за что конкретно он получил ту или иную отметку. Кроме того, самая

высокая отметка также не имеет четких критериев и поэтому субъективна (сравним

отметку «5» в лицее, гимназии города и в большинстве сельских школ): учащиеся

сельских школ с отличными отметками значительно уступают в знаниях учащимся

городских школ с такими же отметками. Такое сложившееся положение объясняется

отсутствием однозначных, конкретных и четких критериев оценок, когда отметка

превратилась в инструмент абсолютной

власти учителя. Ученики должны понимать, каких достижений мы от них

ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом

пользуемся. Поэтому процесс оценивания одна из актуальных и самых обсуждаемых

тем, стоящая перед учителями, учениками и родителями почти каждой школы.

В основе критериального оценивания лежит

критериальный подход – определение степени индивидуального приближения ученика

к ожидаемым результатам образования. Объективность оценок при критериальном

оценивании подтверждается дескрипторами, в создании которых принимают участие

ученики, модерацией, обсуждением и сравнением оценок. Новая система оценивания

позволит ученику стать активным не только в процессе обучения, но и в

оценивании результатов своего обучения. Критериальная система оценивания

позволяет учителю делать акценты на успехах ученика, отмечая зоны роста, выделяя

то, чему еще предстоит научиться. Критериальная система оценивания -

процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко

определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам

процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования,

способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

В основе критериального оценивания лежит

критериальный подход  - определение степени индивидуального приближения

ученика к ожидаемым результатам образования. Внедрение новой системы оценивания

– процесс долгий, кропотливый.

Основные задачи:

- определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного

процесса;

- определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной

траектории развития ученика;

- мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для

достижения ожидаемых результатов обучения;

- дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов

деятельности;

- обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для

выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации

учебного процесса.

Оценивание учебных достижений в мо­дели

образования, ориентированного на ре­зультат, предполагает адекватные способы

оценивания по результатам образования от­дельного ученика, учителя, школы,

регио­нальной и национальной систем в целом.

  Результаты обучения в школе требуют всесторонней и объективной оценки

успехов в достижении ожидаемых результатов обуче­ния каждого учащегося, его

отношения к уче­бе и динамику развития личности в целом.

Система оценивания учебных достижений обучающихся включает: 

- независимую внешнюю оценку результатов

освоения образовательных программ, 

- внутреннюю оценку результатов освоения учебных программ.

Внешняя оценка результатов освоения образовательных программ

осуществляется государственными органами управления образованием в ходе

государственного контроля в системе образования.

Цель внешней оценки - установление

соответствия достигнутых обучающимися результатов и планируемых результатов

обучения, зафиксированных в Государственном общеобязательном стандарте

образования и в образовательных программах, а также оценивание качества

подготовки выпускников в национальном масштабе.

Государственный контроль учебных достижений обучающихся проводится по

завершению ступеней среднего общего образования в виде промежуточного

государственного контроля (начальная ступень) и итоговой государственной

аттестации (основная и старшая ступень).

Внешнее суммативное оценивание учащихся

разрабатывается на основе содержания учебной программы. Внешнее суммативное

оценивание является частью системы критериального оценивания.

Для внешней оценки, измерения уровня овладения знаниями, умениями, навыками и

компетентностями используется система заданий, стандартизированных по

содержанию, процедуре и способам проверки, разрабатываемых центральным

исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.

Внутренняя оценка результатов освоения учебных программ проводится

в ходе образовательного процесса непосредственно организациями

образования. 

Цель внутренней оценки – установить соответствие реальных личностных достижений

обучающихся ожидаемым результатам обучения, заданным учебными программами.


Объектами оценки являются образовательные достижения обучающихся: 

- устные и письменные ответы обучающихся;

- результаты выполнения практических заданий;

- учебные проекты;

- творческие работы;

- рабочие листы портфолио.


Для

сбора доказательств достижения целей обучения используется портфолио.

Портфолио учащегося

предназначено для сбора результатов формативного и суммативного оцениваний как

доказательств достижения цели обучения в соответствии с критериями оценивания,

работ учащихся, итогов самооценки учащихся, отзывов и рекомендаций учителя.

Портфолио доступно для учащегося,

классного руководителя, родителей учащегося.

Критериальное

оценивание позволяет

Учителям:

1.Разработать критерии, способствующие

получению качественных результатов;

2.Иметь оперативную информацию для анализа

и планирования своей деятельности;

3.Улучшить качество преподавания;

4.Улучшить качество обучения;

5.Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его

индивидуальных способностей и особенностей;

6.Использовать разнообразные подходы

и инструменты оценивания;

7.Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся:

1. использовать многообразие стилей

обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего

понимания;

2. знать и понимать критерии оценивания

для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;

3. участвовать в рефлексии, оценивая себя

и своих сверстников;

4. использовать знания для решения

реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;

2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;

4. Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;

5. Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.

Список используемой литературы

Шакиров Р.Х., Буркитова А.А, « Оценивание учебных

достижений учащихся» (методическое пособие, Бишкек,2012)

http://www.docme.ru/doc/447977/o-kriterial._nom-ocenivanii---nazarbaev-intellektual._nye

http://gigabaza.ru/doc/140430-pall.html

http://www.referun.com/n/kriterialnoe-otsenivanie-kak-tehnologiya-formirovaniya-uchebno-poznavatelnoy-kompetentnosti-uchaschihsya

Просмотров: 288


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст