Критериальное оценивание
Обновление содержания учебной программы в школе дало учителю огромную возможность справедливого критериального оценивания знаний учащихся. В этом учебном году учителя старших классов столкнулись с этой задачей на практике. Целями и задачами стали виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо.
Широко используемая в педагогической практике методика оценивания по пятибалльной шкале проста и привычна. Но она имеет ряд существенных недостатков:
субъективность и зависимость от оценщика; слабая дифференцирующая способность.
В современной школе пятибалльная система оценивания не позволяет проследить объективность
отметок, учащийся не бывает в состоянии объяснить ни себе, ни тем более
родителям, за что конкретно он получил ту или иную отметку. Кроме того, самая
высокая отметка также не имеет четких критериев и поэтому субъективна (сравним
отметку «5» в лицее, гимназии города и в большинстве сельских школ): учащиеся
сельских школ с отличными отметками значительно уступают в знаниях учащимся
городских школ с такими же отметками. Такое сложившееся положение объясняется
отсутствием однозначных, конкретных и четких критериев оценок, когда отметка
превратилась в инструмент абсолютной
власти учителя. Ученики должны понимать, каких достижений мы от них
ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом
пользуемся. Поэтому процесс оценивания одна из актуальных и самых обсуждаемых
тем, стоящая перед учителями, учениками и родителями почти каждой школы.
В основе критериального оценивания лежит
критериальный подход – определение степени индивидуального приближения ученика
к ожидаемым результатам образования. Объективность оценок при критериальном
оценивании подтверждается дескрипторами, в создании которых принимают участие
ученики, модерацией, обсуждением и сравнением оценок. Новая система оценивания
позволит ученику стать активным не только в процессе обучения, но и в
оценивании результатов своего обучения. Критериальная система оценивания
позволяет учителю делать акценты на успехах ученика, отмечая зоны роста, выделяя
то, чему еще предстоит научиться. Критериальная система оценивания -
процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко
определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам
процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования,
способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
В основе критериального оценивания лежит
критериальный подход - определение степени индивидуального приближения
ученика к ожидаемым результатам образования. Внедрение новой системы оценивания
– процесс долгий, кропотливый.
Основные задачи:
- определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного
процесса;
- определение и отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной
траектории развития ученика;
- мотивирование учащихся на развитие умений и навыков широкого спектра для
достижения ожидаемых результатов обучения;
- дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов
деятельности;
- обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для
выявления качества усвоения учебного материала и особенностей организации
учебного процесса.
Оценивание учебных достижений в модели
образования, ориентированного на результат, предполагает адекватные способы
оценивания по результатам образования отдельного ученика, учителя, школы,
региональной и национальной систем в целом.
Результаты обучения в школе требуют всесторонней и объективной оценки
успехов в достижении ожидаемых результатов обучения каждого учащегося, его
отношения к учебе и динамику развития личности в целом.
Система оценивания учебных достижений обучающихся включает:
- независимую внешнюю оценку результатов
освоения образовательных программ,
- внутреннюю оценку результатов освоения учебных программ.
Внешняя оценка результатов освоения образовательных программ
осуществляется государственными органами управления образованием в ходе
государственного контроля в системе образования.
Цель внешней оценки - установление
соответствия достигнутых обучающимися результатов и планируемых результатов
обучения, зафиксированных в Государственном общеобязательном стандарте
образования и в образовательных программах, а также оценивание качества
подготовки выпускников в национальном масштабе.
Государственный контроль учебных достижений обучающихся проводится по
завершению ступеней среднего общего образования в виде промежуточного
государственного контроля (начальная ступень) и итоговой государственной
аттестации (основная и старшая ступень).
Внешнее суммативное оценивание учащихся
разрабатывается на основе содержания учебной программы. Внешнее суммативное
оценивание является частью системы критериального оценивания.
Для внешней оценки, измерения уровня овладения знаниями, умениями, навыками и
компетентностями используется система заданий, стандартизированных по
содержанию, процедуре и способам проверки, разрабатываемых центральным
исполнительным органом Республики Казахстан в области образования.
Внутренняя оценка результатов освоения учебных программ проводится
в ходе образовательного процесса непосредственно организациями
образования.
Цель внутренней оценки – установить соответствие реальных личностных достижений
обучающихся ожидаемым результатам обучения, заданным учебными программами.
Объектами оценки являются образовательные достижения обучающихся:
- устные и письменные ответы обучающихся;
- результаты выполнения практических заданий;
- учебные проекты;
- творческие работы;
- рабочие листы портфолио.
Для
сбора доказательств достижения целей обучения используется портфолио.
Портфолио учащегося
предназначено для сбора результатов формативного и суммативного оцениваний как
доказательств достижения цели обучения в соответствии с критериями оценивания,
работ учащихся, итогов самооценки учащихся, отзывов и рекомендаций учителя.
Портфолио доступно для учащегося,
классного руководителя, родителей учащегося.
Критериальное
оценивание позволяет
Учителям:
1.Разработать критерии, способствующие
получению качественных результатов;
2.Иметь оперативную информацию для анализа
и планирования своей деятельности;
3.Улучшить качество преподавания;
4.Улучшить качество обучения;
5.Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его
индивидуальных способностей и особенностей;
6.Использовать разнообразные подходы
и инструменты оценивания;
7.Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
1. использовать многообразие стилей
обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего
понимания;
2. знать и понимать критерии оценивания
для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;
3. участвовать в рефлексии, оценивая себя
и своих сверстников;
4. использовать знания для решения
реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
1. Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
4. Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
5. Быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.
Список используемой литературы
Шакиров Р.Х., Буркитова А.А, « Оценивание учебных
достижений учащихся» (методическое пособие, Бишкек,2012)
http://www.docme.ru/doc/447977/o-kriterial._nom-ocenivanii---nazarbaev-intellektual._nye
http://gigabaza.ru/doc/140430-pall.html
http://www.referun.com/n/kriterialnoe-otsenivanie-kak-tehnologiya-formirovaniya-uchebno-poznavatelnoy-kompetentnosti-uchaschihsya