«Ақмола облысы білім басқармасының Астрахан ауданы бойынша білім бөлімі Жамбыл ауылының жалпы орта білім беретін мектебі» КММ
 КГУ «Общеобразовательная школа села Жамбыл отдела образования по Астраханскому району управления образования Акмолинской области»

Біз әлеуметтік желілердеміз

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

ЖАБАЕВ ЖАМБЫЛ – ВЕЛИКИЙ ПОЭТ КАЗАХСТАНА

01.03.2017

1-ведущий: Жамбыл Жабаев – акын-импровизатор, один

из самых знаменитых поэтов Казахстана. Жамбыл родился 28 февраля 1846

года в семье бедного кочевника Жабая из рода Шапрашты (Старшего жуза). По

семейному преданию, мать Жамбыла Улдан родила его в то время, когда аул Истыбая

(деда Жамбыла) в очередной раз спасался от набегов. Это случилось возле горы

Жамбыл (что по-китайски значит крепость), на северо-востоке от нынешней станции

Отар, в верховьях реки Чу. Мальчика нарекли в честь горы именем Жамбыл. В своей

автобиографической поэме «Моя жизнь» акын впоследствии так излагал это семейное

предание:


1-ученик: В ночь у подножья Жамбыла горы,

Сжавшись комочком у снежной норы,

Мать моя, рабскую жизнь кляня,

В стонах и муках родила меня.

Молча собрался голодный аул,

Дали казахи мне имя Жамбыл,

Пели акыны под звуки домбры,

Песню о мальчике, в бурю рожденном,

Песню о мальчике, нареченном,

Именем гордой и древней горы...


2-ведуший: Жамбыл рос независимым и озорным

мальчиком, заводилой во многих ловких и смешных проделках. Среди ближайших

предков Жамбыла не было ни акынов, ни певцов. Но дядя его матери Улдан –

Канадан был прославленным музыкантом и композитором. Наблюдая, как маленький

сын играл на домбре, мать говорила: «Музыкальный дар моего дяди Канадана

передался ему». Джамбул рано научился играть на добре. Его стали выделять среди

акынов-сверстников. Отцу не нравилось увлечение сына, но Жамбыл не оставлял

мечты стать акыном. Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, он решился на

отважный поступок – пришёл к отцу с домброй и попросил его благословения. Жабай

не благословил сына. Но Жамбыл все-таки стал учеником знаменитого акына

Суюнбая.

1-ведущий: Много лет сопровождал Джамбул своего

учителя, слушал его выступления, перенимал опыт поэтического мастерства, прежде

чем учитель смог сказать: «В добрый час, да сопутствует тебе удача, сын мой.

Создавай стихи, которые народ будет с удовольствием запоминать, и которые не

исчезнут из памяти народа, пусть внимают твоим стихам не отдельные лишь люди, а

весь народ. Пусть льются твои стихи не из груди, а из сердца. Говоря о правде,

воспевай справедливость, не иди по дороге, протоптанной другими, - найди свою

тропу, подмечай и знай, что происходит вокруг. Пусть душа твоя будет богаче,

чем ханская казна».


2-ведущий: Жамбылу было двадцать лет, когда он

самостоятельно стал разъезжать по аулам, демонстрируя поэтическое мастерство. В

одном ауле он повстречал известную красавицу Бурым. Акын и девушка полюбили

друг друга, но по обычаю она была обещана другому. Счастье молодых длилось

недолго. Чтобы не разразилась вражда между аулами, Жамбылу пришлось вернуть

любимую.

.

1-ведущий: Значительным событием в жизни Жамбыла,

оставившим глубокий след в его творческой биографии, явилась встреча с акынами

Шоже: «подобно руслу, вместившему в себе необъятное море поэзии», и Шашубаем,

«вдохновенно исполнявшим прекрасные песни степей под аккомпанемент гармоники».

Жамбыл долгое время не разлучался с ними. Он перенял у Шашубая песни многих

сары-аркинских акынов, немало преданий об Асане-Кайгы – поэте и философе XV

века. Именно предания об Асане-Кайгы вдохновили впоследствии Жамбыла на

создание поэмы «Утеген-батыр», он назвал ее «Хикая», («хикаят» в Средней Азии

занимательный сказ, рассказ о каком-нибудь событии.). Впервые она была записана

в 1937 году и сейчас включена во все издания его произведений. В этой поэме

описываются походы батыра Утегена, который бродит по свету в поисках лучшей

земли и счастливой доли для своего народа.


2-ведущий: В творчестве Джамбула большое место

занимает поэма «Суранши-батыр». Главная идея поэмы - борьба против порабощения

и грабительства Коканда, дружба Суранши с русскими. Жамбыл в образной,

обобщенной форме показал в ней борьбу казахского народа против кокандских

полчищ в 50-60-х годах XIX века. В основном акын останавливается на одном

эпизоде нашествие кокандцев. И в этой поэме описанные события в полной мере

соответствует историческим данным.


1-ведущий : Весть о начале Великой

Отечественной войны пришла к Жамбылу когда он находился на джайляу. Несколько

своих лучших песен в эти годы Жамбыл сложил о Москве и Ленинграде. Те, кто

пережил ленинградскую блокаду зимой 1941-1942 года, никогда не забудут

поэтическое послание, с которым обратился Жамбыл к жителям города в сентября

1941 года. Послание Жамбыла в русском переводе было передано по радио в

Ленинград и там издано в виде плакатов. Плакаты с посланием Жамбыла были

развешаны на стенах домов и в окнах магазинов по всему городу. С любовью, с

тревогой, со словом мужественного ободрения обращался казахский акын к

защитникам великого города. Жамбыл говорил:


2-ученик: Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Мне в струе степного ручья

Виден отблеск невской струи.

Если вдоль снеговых хребтов

Взором старческим я скользну, -

Вижу своды ваших мостов,

Зорь балтийских голубизну,

Фонарей вечерних рой,

Золоченых крыш острия...

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!


Заключение:  Обращение Жамбыла к

ленинградцам вызвало большой патриотический подъём в городе. Жамбыла переводили

многие крупнейшие русские поэты. Эти переводы сделали большое дело: они

приобщили читателя к творчеству Жамбыла, донесли образы и мысли казахского

акына до самых дальних уголков. В русских переводах Жамбыл стал известен и за рубежом.

Его произведения, изданы в Китае, Чехословакии, Англии и других странах.

Казахский певец стал родным поэтом для всех народов мира. Умер Жамбыл 22 июня

1945 года всего несколько месяцев не дожив до своего 100-летнего юбилея.

 

Просмотров: 330


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст