Тема: Литературно-поэтическая композиция «ОТЕЧЕСТВА ДОСТОЙНЫЕ СЫНЫ»
Цель: способствовать формированию казахстанского патриотизма и воспитанию чуства гордости за
историческое прошлое своей страны.
Задачи урока:
-углубить знания учащихся истории борьбы за независимость;
-развить умения учащихся анализировать исторические факты;
-воспитать интерес учащихся к изучению истории страны.
Тип урока: урок с элементами театрализации.
Метод обучения: частично-поичковый.
План урока
1. Вступпительное слово учителя.
2. «Восстал для возмездия гордый казах и поднял свое окрыленное знамия!»
3. Судьбы казахской интеллигенции.
4. Казахстанцы на полях сражений Великой Отечественной войны.
5. «Здесь юность восставшая зыится морем...» (декабрьские события 1986г.)
6.
«Нам
дороже всего Независимость наша!»
1. Вступпительное
слово учителя.
Дорогие ребят, уважаемые гости! Сегодня мы собрались в преддверии предcтоящего
государственного празника - Дня
Независимости.
20 лeт
прошло с того дня, кoгдa 16 декабря
1991 г. был принят Конституционный закон «О
государственной независимости» .
Казахстан – молодое независимое государство, но у нашей республики богатое
историческое прошлое. Много столетий прошло в освободительной борьбе за свободу и независимость. Не одно поколение мeчтaло
о том времени, когда народ станет сам распоряжаться
своей судьбой, будет жить в свободноми независимом государстве. Сегодня мы
вспомним о тех, кто не жалел жизни ради свободы своей
страны, кого по праву можно назвать
«Oтeчества
доcтoйными
сынами».
2.
«Восстал для
возмездия гордый казах и
поднял
свое окрыленное знамя!»
1-й чтец:
Иcтoрию книги с любовью листая,
Мы в память всех тех занесем,
Кто с честью
отчизну свою зaщищaя,
Всю жизнь без ocтаткa
oтдал
за нее.
2-й чтец:
Всех тех, ктo в те давние
годы сражался,
Джунгаров, хивинцев с земли нашей гнал,
Кто нacмepть
с фашисткою нечистью дрался,
Свободу и честь в декабре oтcтoял.
Чтец
(на фоне кюя):
О, домбра, почему твоя песнь так грустна?
Грудь твоя забытых
преданий полна.
Лишь рукою
коснусь я упругих струн,
Зазвучит вековая боль, старина.
Ведущий: Легендарный
Керей и Джанибек. ..
К
ним стекались
все, ктo
страдал oт
притеснений других чингизидов
и их постоянных
распрей. 1465-й год считается годом основания казахского ханства. «Казах» - в
переводе «вольный, свободный» oтнынe
стал обозначать
этническое понятие.
l-й чтец:
Природою были
умудрены –
Не всякому мудрость
дана
И правду отстаивали
они,
Чтоб стала свободной
страна.
2-й
чтец:
В мечтах о cчacтливой
стране
Народу опорою стали,
Как птицы
в небесной дали,
Их кличи над степью летали.
Ведущий: И вновь
начинается борьба, борьба за пастбища, борьба за присырдарьинские города. Внутренняя
cмyra, внешняя опасность все сильнее ощущаются
в казахской степи. Особая роль выпала на долю ханов Абулхаира и Аблая.
Казахское ханство в XVIII в. испытывaeт давление
двух империй - Российской и Цинско - Китайской.
В услоовиях
смертельной
опасности со стороны джунгар Абулхаир принимает непростое, но дальновидное решение о
принятии
российского подданства.
l-й чтец:
Друзья единокровные,
не вы ли в степях своих едва ли не вчера
свободно кочевали, вольно жили?
Но безмятежная прошла пора.
Сегодня
мы окружены врагами,
в степях привольных стало трудно жить.
И бедствия великого нам с вами,
и даже нашим детям - не забыть.
Чтобы несчастье вновь не повторилось,
чтоб нашим землям был
неведом страх,
нам нужен кров, где
бы в буран укрыться.
Нам нужен друг, с
которым вместе битьcя
и преуспeть в
раздумьях т
трудах.
Т.
Ахтанов. Клятва
Ведущий:
Аблай хан, правивший во второй
половине XVII
века, обладал выдающимися
дипломатическими
способностями, талантом государственного деятеля. Его отличала личная отвага,
смелость, ум и твердость духа, он сумел объединить
все казахские роды и сохранить национальную безопасность.
Ученик (в костюме Аблай хана):
Абильмансур
зовут меня с рожденья.
Я
с юных
лет в доспехах на коне.
И
аруах Аблая мне помогал в сражениях
С
джунгарами
на выжженной земле.
Враги
не раз мою топтали землю,
Но
выстоял народ, изгнал врага,
И
крикнул я: «Аблай!», когда
пришлосьсь нам туго,
Джунгаров
на коне мечом рубя с плеча.
Да,
приходилось мне быть
хитрым и ковapным,
Вести
политику, лавируя порой,
Но
знал я точно: так необходимо,
Чтоб
на земле моей был
мир, покой.
При
мне привольнее жилось казахам:
Гоняли
табуны,
пасли стада,
Никто
границ
родных
не беспокоил
На
страже мы стояли, как стена.
Я рад и горд - сбылась мечта народа!
Моя
страна - свободная страна!
Недаром
в прошлом
столько крови пролито
Об
этом не забудут никогда.
Т.
Горлова
2-й
чтец:
Седые
преданья хранят времена
Джунгарских
набегов несметны
лавины.
В казахской степи полыхaет война,
И
стонет земля, и пустеют долины.
Но
час нacтупил,
и рассеялся мрак,
И
новое солнце взошло
над степями
Восстал
для возмездия гордый казах
И поднял свое окрыленное знамя!
Е.
Утemлеуов
Ведущий:
В борьбе против нашествия
джунгарских полчищ
многие мужественные
сыны казахского народа показали образцы
самоотверженности и преданности своей Родине. Их стойкость
и отвагу вынуждены
были признавать даже враги.
Ученик
(в костюме батыра):
Как ветер, что пыль из степи выдувая,
Летит
и несется, преграды не зная,
Вот
так же внезапно врага настигая,
Войска
наставлял и учил Кабанбай.
Такого
батыра земля не видала
И
с ним никогда пораженья не знала.
Как
лев он сражался!
Ничтожней
шакала,
Джунгар,
уползая, кричал: «Кабанбай!»
Он
ужасом стал для вчерашних
тиранов.
Он спас свою землю, в страданьях и ранах.
Во
всех поединках не знал себе равныx,
Могучий
и храбрый батыр Кабанбай!
Ученик в костюме
батыра:
Как коготь острый беркута - меж скал
Вонзался в черно-бурых лис
налета,
Так
цель свою всегда
ты нстигал,
Разить
врагов - жила
в тебе забота.
Ты
цепок, Богенбай, как саксаул.
Oглyшены волной бойцовских ратeй,
Козы-манрак
седой, Баян-аул
И
Кызылтау - все полно ойpатoв.
Изгнал ойрaтoв ты с родной земли,
Забил
их в горы, за Иртыш
зaгнал
их,
Свой
штаб разбил в горах Ак-Шаули,
В
горах высоких и от
солнца талых
Собрал
войска, неукротимый в гнeвe.
Их тьмы
и тьмы. Ойрaтoв
разгромил,
И
с мощным Кабанбаем для кочевий
Pодныe земли ты освободил.
Звучит
песня «Атамекен».
Ведущий:
XIX век - век национально - освободитель движений. Знамя борьбы за
свободу и независимость в это в мя поднимали Кенесары Кacымов, Жанхожа Нурмухамед Исатай
Тайманов и Махамбет Утемисов и многие другие.
Исатай Тайманов был предводителем восстания, которое в 1836 г. превратилось в
национально - освободительное движение.
Махамбет Утемисов являлся дутой
восстания народа. прожил всего 42 года. Его поэтические произведения тес связаны с жизнью народа, борьбой против
несправедливости.
Стихи Махамбета - своеобразная летопись восстания.
Ученик:
Верю:
завтра
Ветрам
Возрожденья открыт
Мой
пробудится край
От надежды светлея
Улыбнется
вам солнце,
Печаль
oтлeтит...
Станет
меньше тупиц,
Присмиреют злодеи.
Верю: завтра от злых наваждений очнется
Вольный край, oбpeтая могучую реч!
До каких это пор нечестивцы, уродцы
Будуг счастье народа скрывать cтepeчь?
Верю: завтра ие
бyдeт почет одинаков
Для бессовecтной лести иправедных слов.
Украшенья, дocтойные
лишь аргамаков
Не повесят на шеи паршивых ослов.
Верю:
завтра в моем благодатном краю
Люди
мудрость пoчтут, как святыню свою.
Ведь
без промаха Время стреляет
из лука,
Все
поcтигнут как подлинно в мире велик,
И настанет пора. Впрок придется наука,
И
поэтов посадят повыше владык
М.
Утемисов
3.
Судьбы казахской интеллигенции
Ведущий:
К началу XIX века идея кочевых империй и государств все более изживала себя. Вcтaли задачи коренных преобразований и перехода к оседлой жизни. Но эти задачи решались уже в условиях пoтери самостоятельности. В составе Российской, а затем Советской империи.
Февральская, а затем Октябрьская революция 1917 г. породили у народа России надежду на освобождение. Но судьба казахской
интеллигенции, мечтавшей
о свободе для своей, сложилась трагически.
Алихан Букейханов, Ахмет Бaйтypcынов, Мыржакып Дулатов оказали огромное влияние
на весь ход общественно - политической
жизни в Казахстане. Про
граммные
документы созданной ими партии «Алаш» предполагали установление светской, демократической публики во главе с президентом.
Почти все авторы этой прогpaммы были репрессированы и расстреляны во время сталинскогo призвола.
Ведущий:
Имя Сакена Сейфуллна долгие гoды
не принято
было
упоминaть
вслух. Словно не был он активным гocyдapcтвeнным деятелем, видным журналистом и талантливым писателем.
Клеймо врага народа скрыло
от целогo
поколения, что Сакен бьт
революционером, бежал из «вагона смерти» атамана Анненкова, три гoда возглавлял Совнарком республики, был одним из организаторов Союза писателей Казахстана.
М. Ауэзов писал: «Правдивость Сакена прpобуждала сердце и разум, окрыляла.
Если он гoворил
о чувстве - это было подлинное чувство, если он гoворил о пpaвдe - это была пpавда, выстраданная душою. Поэтому путь, пpойденный этим человеком, необычен.
В нем были и взлеты, и падения. Путь
Сакена Сейфуллина - это путь подлинно пламенногo акына». Сейфуллина верил в лучшее.
l-й
чтец:
Еще
не пpошло наше лето
Ведь
осень еще не пpишла,
И
жаркое гoрящее
сердце
Покрыть
не посмела зола.
А
если зима подберется,
Не
будем пенять на судьбу,
Пусть
волосы cнeгом осыплет,
Пусть
лягут морщины на лбу
И
здесь гopeвaть мы не
станем
Идет
все своим чередом.
Не
мучайся в гoрьких
раздумьях,
Свой
век мы не зря проживем.
С. Сейфуллин
4.
Казахстанцы на полях сражений Великой Отечественной войны
Звучит
песня «Священнаи война».
2-й
чтец:
Сорок
первый!
Июнь!
Год
и месяц борьбы всенародной...
Даже
пылью времен
Зaтянyть эту дату нельзя.
Поднималась
страна и
На фронт уходила
поротно,
Кумачовые
звезды
на полотнах знамен унося.
Р.Ро:ждественскuй
Ведущий:
22 июня 1941 г. началась Великая Oтeчественная война.
По замыслу фашистких стратeгов, согласно плану «Барбаросса»,
Казахстан должен был войти
в состав колонии «Гросстуркестан».
С первых дней войны
казахстанцы
пpоявили подлинный патриотизм на ее фронтах. Из Казахстана на фронт ушло 1 200 000 человек.
Тысячи казахстанцев отдали свои жизни,
покрыли себя ратной славой в битве за Москву, в обороне и пpорыве блокaды Ленинграда, под Сталинградом, Курском, В боях за Берлин.
Звания Героя Coвeтcкoгo Союза были удостоены 499 казахстанцев. Среди них - Толеген
Тохтаров, Нуркен Абдиров, Султан Баймагамбетов, Иван Скуридин, двaжды Герой Совeтcкoгo Союза Талгат Бегельдинов, Иван Павлов и многие, многие другие. . .
5.
«Здесь юность восставшая зыбится морем...»
(декабрьские
события 1986 г.)
Ведущий:
Декабрьские собьrrия 1986 года в Алматы были первым массовым молодежным
движением против советского тоталитаризма и способствовали пробуждению
самосознания масс.
l-й
чтец:
Доблесть
не должна забываться.
Если
сегодняшние
Молодые
государства,
Когда-то
входившие
В
состав страны Советов,
Стали
суверенными
И
гордо подняли
Свои
знамена независимости,
То в этом,
Безусловно,
есть
Пусть
даже малая,
Пусть
незначительная лепта
И
скорбный вклад
Тех
юных смельчаков,
Вышедших
На
главную площадь
Алма-Аты
В
те суровые,
Морозные
Декабрьские
дни,
Требуя
от властей
Демократии
и свободы.. .
М
Шаханов. И этого забыть нельзя!
2-йчтец:
На
площади этой замедли
шаги,
Декабрьскою
стужей проникнись и горем.
Войскам
и державным
лгунам вопреки
Здесь
юность восставшая зыбится морем.
За
волосы девушек здесь волокут
И
топчут недвижно распластанных
тут. . .
Все
также, по краю, здесь тянутся
в ряд,
Вдоль
длинной по краю, здесь тянутся в ряд,
Вдоль длинной трибуны, 6езмолвные ели,
Они,
как «герои» иные, молчат,
Предавшие
доблесть восставших на деле,
Ступая
по площади, зорче взгляни
В
по6едные
нaши
и скорбные
дни.
Убогие
духом в минувшей поре
Унизить
не прочь «декабристов строптивых».
Нет!!!
Шалостью не был тот бунт в декабре
Пример
для униженных
и боязливых.
Текла
молодежь - за волною волна
На
клювы стволов пестрой лентой зерна. ..
Великий
почин порождает дела
Таков
уж закон чародейки-природы,
Которая
юности счастье дала
жить
с вечным
желанием полной свободы,
Ты
в памяти мира пребудешь не зря,
О,
площадь мятежных двух дней декабря!
М. Шаханов.
Ведущий:
Пусть ученые
по-разному толкуют характер и
причины декабрьских волнений, но неоспорима одна на: если казахский народ за
последние пять веков пережил
более трехсот народно-освободительных войн и восстаний, включая и декабрь 86-го, который стал финальным аккодом борьбы за
независимость, то включают в себя
самое высокое, самое откровенное чувство наших дедов и отцов.
6.
«Нам дороже всего Независмость наша!»
Память
- верная нить в наш космический век.
Познавая друзей и в веселье, и в горе.
Никогда не забыть скакуна быстрый бег,
Запах
вольных степей и Каспийское море...
Трудный
путь позади. Помнить будет народ,
Сколько
славных сынов
свои жизни отдали. ..
Мы - на верном пyти, наше сердце поет.
Под
знамена отцов
внуки, правнуки встали.
Главный
наш Юбилей, накрывай дастархан!
Будет
красочным той и щедрее, чем прежде!
Приглашай же друзей, наш родной Казахстан,
Пусть
разделят с тобой радость встреч и надежды!
Пусть
наш гордый орел продолжает полет
И парит высоко над просторами пашен!
Кто Свободу обрел - не боится высот.
Нам дороже всего Независимость наша!
В. Петров.
Независимость
Учитель:
Дорогие ребята! Я от души поздравляю вас с нacтyпающим праздником, желаю вам крепкого
здоровья, успехов во всех ваших делах. Думаю, что каждый из вас в будущем
внесет свой достойный вклад в развитие и процветание нашего Казахстана!
Звучит заключительная песня «Tyған жерiм».